КомпьютерМастер КомпьютерМастер
Программы

  Услуги   Цены   Гарантии Вызов мастера Всё о компьютерах   Полезные ссылки

Работа программиста: подводные камни и вершины успеха

Владимир Сосновский, vsosn57@mail.ru (1-4)
Антон Орлов, http://antorlov.euro.ru, http://comptain.fromru.com


"Работа программиста..." Для одних это словосочетание не несет в себе никакой эмоциональной нагрузки: работа как работа - ну и что? Но для очень многих "компьютерщиков" поступить на программистскую работу в коммерческую фирму является едва ли не самой заманчивой целью, для достижения которой не жалко приложить огромнейшую массу усилий, а сам статус "программиста" представляется как нечто весьма высокое, престижное и денежное...

Но оправдаются ли ожидания? Действительно ли в нынешней экономической ситуации быть программистом означает быть богатым и счастливым? В этой статье рассказывается о том, что ждет того, кто выбирает жизненный путь программиста в нынешних непростых условиях, о том, что может послужить опасными "подводными камнями" на этом пути. Один из ее авторов - Владимир Сосновский (профессиональный стаж с 1986 г.) - делится накопленным собственным опытом и наблюдениями.

Согласно общепринятому мнению, в наше время профессия программиста является одной из немногих, могущих обеспечить ее обладателю достаточно высокую по российским меркам оплату его труда. Во многом именно этот факт определяет престижность данного рода деятельности и ее притягательность для "компьютерщиков", особенно молодых.

В настоящее время в России "программистом" можно работать одним из трех, вернее, четырех способов, условия которых значительно различаются:

1. В созданной в последние 10 лет коммерческой фирме или в филиале западной компании:
- основной задачей которой является производство программного обеспечения.
- основные задачи которой лежат вне непосредственного производства программного обеспечения (на таких предприятиях программисты выполняют лишь вспомогательную роль, участвуя в поддержке корпоративной сети или web-сайта).

2. В государственном учреждении, конструкторском бюро, научно-исследовательском институте, крупном промышленном предприятии. Здесь программисты непосредственно участвуют в производстве конечной продукции (например, пишут операционные системы для спутников связи).

3. В качестве "свободного программиста", самостоятельно ищущего и выполняющего заказы или разрабатывающего shareware-обеспечение.

Рассмотрим каждый из этих вариантов подробнее.

1. Программист-наемник

Вариант работы в коммерческой организации привлекателен прежде всего довольно высокими доходами. Заработная плата даже в 300 долларов (в Москве) считается весьма низкой для этого рода деятельности.

Для того, чтобы стать "программистом-наемником", для начала нужно найти того, кто будет готов этот найм осуществить - работодателя.

1.

Процесс поиска работы состоит из двух этапов. Первый состоит из предоставления потенциальным работодателям информации о себе и своих возможностях - либо рассылки резюме, то есть краткой информации о своем трудовом пути, квалификации, достижениях, либо обращения в кадровое агентство. Адреса потенциальных работодателей для отправки резюме (обычно по факсу или электронной почте) можно узнать из специализированных периодических изданий или со сайтов Internet'а, посвященных поиску работы (о них рассказано на одной из врезок).

При поиске работы путем рассылки резюме успех процентов на сорок определяется тем, как оно составлено. Можно иметь блестящую трудовую биографию и не привлечь внимания потенциальных работодателей из-за излишней скромной самооценки. Составляя резюме, следует делать упор на работы последних двух-трех лет, так как ваши достижения в советский период или в начале девяностых, как правило, никого не заинтересуют, - с тех пор аппаратное и программное обеспечение неоднократно поменялось. Следует избегать фраз типа "принимал участие…", "участвовал в …" - их следует заменять на "разработал…", "спроектировал …", делая акцент на личной роли в каждом выполненном проекте, в разумных пределах ее преувеличив. Описание каждого из проектов, в котором Вы принимали участие, должно быть кратким (одна-две фразы - основное назначение разрабатываемой системы и применявшиеся средства разработки). Подробности можно приберечь для личной беседы с потенциальным работодателем. Стоит иметь два варианта резюме - краткий, размещаемый на сайтах Internet'а, и полный, высылаемый по требованию заинтересовавшихся. Можно также разместить резюме на вашей web-страничке, если она у вас есть, однако в этом случае проследите, чтобы на ней не было ничего, что может вас каким-либо образом скомпроментировать - эротики или ненормативной лексики.

К сожалению, практически все требования к потенциальным сотрудникам включают в себя обязательный опыт работы. На то, что, не имея работы, этот опыт приобрести невозможно, работодатели внимания не обращают, - они покупают себе работника, его время, силы и здоровье, и желают, чтобы этот товар был качественным. Поэтому, составляя резюме, ни в коем случае не упоминайте об отсутствии опыта, - в конце концов, претендуя на звание программиста, вы наверняка видите компьютер не первую неделю. В конце концов, программирование лабораторных работ - тоже опыт, а, подав это в резюме соответствующим образом, можно заставить так же думать и работодателя.

Если вы решите обратиться в кадровое агентство, то имейте в виду - деньги с вас они брать не должны! Задача любого агентства - не трудоустройство достойного человека, а подбор работодателю квалифицированных сотрудников, и его услуги оплачивает именно работодатель. Данный факт определяет и специфику работы с такими агентствами - рассчитывать на трудоустройство с их помощью могут лишь очень квалифицированные специалисты с большим опытом работы. Тем не менее рекомендации по написанию резюме, приведенные выше, верны и в этом случае, - все равно вам придется его в агентстве оставлять.

Второй этап начинается, когда кого-либо из потенциальных работодателей заинтересовало ваше резюме и вас приглашают на собеседование. Вам предстоит убедить потенциального работодателя, что именно Вы являетесь наиболее оптимальной кандидатурой на предложенную должность. Собеседование может проходить в несколько этапов - например, сначала с вами беседует менеджер по кадрам, и, если ваша кандидатура кажется ему подходящей, приглашает для дальнейшего разговора уже специалиста-программиста (как правило, вашего будущего начальника).

Форм проведения собеседования, похоже, существует столько же, сколько работодателей.
Вам могут предложить:

- выполнить несколько тестовых заданий непосредственно на месте (отводимое время тоже может быть самым различным - от 20 минут до 2 часов). Тестовые задания могут как касаться вашей специальности, так и быть направленными на оценку ваших способностей к решению определенного типа задач.

- сделать то же самое дома или в "свободное от основной работы время", выслав затем сделанное задание.
Этот вариант чреват тем, что вам могут дать для решения вполне реальную задачу, над выполнением которой в это время работают несколько человек, а затем, когда вы выполнили предложенную работу, заявить, что предложенное вами решение проблемы их не устраивает. В результате вы потратите свое время и силы, не получив ничего, а фирма получила решение интересующей ее задачи, не заплатив ни копейки.

- вас могут попросить рассказать более подробно о выполненных вами проектах, упомянутых в вашем резюме, степени самостоятельности, использованных средствах разработки и т.д. Как уже отмечалось, здесь желательно в разумных пределах преувеличить собственные заслуги. Кроме того, надо попытаться понять, владение каким средством разработки ожидают от вас, и по возможности более убедительно обрисовать свое владение именно им. Имейте в виду, что фразы "я работал с тем-то и тем-то, у меня большой опыт, поэтому работу с этим средством я освою быстро", никого не убеждают - работодатель обычно предпочитает, чтобы вновь пришедший человек сразу же давал продукцию, не тратя время на обучение. Иной раз имеет смысл заявить о своем свободном владении тем или иным средством разработки, а после принятия на работу в ускоренном порядке его самостоятельно освоить за несколько дней (если, конечно, вы на такое способны).

- заполнить некоторую анкету.

Набор вопросов в такой анкете может быть самым различным., в том числе и затрагивающим весьма личные стороны жизни. Некоторые фирмы пытаются придать "наукообразие" процессу приема на работу, выдавая кандидатам для заполнения всевозможные психологические тесты для проверки целым штатом психологов. Суть этих тестов сводится к попытке определения степени независимости вашего характера, так сказать, "степень лояльности", - ясное дело, что подавляющему большинству работодателей, обеспокоенных лишь получением максимальной прибыли, выгоднее иметь дело с работником, свято и трепетно относящимся к указаниям начальства, внутреннему распорядку заведения и никоим образом не пытающимся осмыслить ту или иную ситуацию как-нибудь не так, как ее общепринято осмысливать. Наиболее разумно выдачу подобных тестов считать тревожным сигналом, свидетельствующим о неблагополучной психологической обстановке в фирме, и по возможности отказываться от работы в ней.

В ходе собеседования на задаваемые вопросы нужно стараться отвечать как можно более уверенно и четко. Кроме того, необходимо по возможности продемонстрировать Вашу заинтересованность тематикой предполагаемой работы, - если есть возможность, узнайте о сфере деятельности фирмы с ее сайта в Internet или от знакомых еще до того, как пойдете на собеседование. Начинать разговор с вопроса о предполагаемой зарплате не стоит (это производит невыгодное впечатление), но задать его совершенно необходимо, когда уже оговорены все профессиональные вопросы, четко оговорив размер зарплаты на испытательный срок и после его завершения, а также продолжительность испытательного срока. Впрочем, здесь в основном приходится полагаться на порядочность работодателя, ибо от всевозможных махинаций вы практически не защищены - прецеденты успешного восстановления своих прав в суде неизвестны, во всяком случае, авторам статьи.

Увы, но в нынешней экономической ситуации наемные работники - одни из самых бесправных категорий. Самое безобидное - это если вам "забывают" переначислить зарплату после успешного завершения испытательного срока, сэкономив при этом пару сотен долларов в месяц. Возможно и откровенное мошенничество (с этим столкнулся знакомый одного из авторов статьи). Ему выдали на испытательный срок вполне конкретную работу, которую он выполнил в полном соответствии с техническим заданием даже в более сжатые сроки, чем предлагалось. В этот момент фирма начала испытывать финансовые затруднения, в результате чего ему было заявлено, что он с заданием не справился и испытательный срок не выдержал, несмотря на уже начавшееся использование результатов его работы в разработах фирмы. Пытались не заплатить вообще, но с большим трудом и ценой больших нервов удалось выбить половину изначально обещанной суммы.

2.

Но предположим, что вам все же удалось пройти через все "круги ада" и устроиться на работу. Заострим внимание на некоторых "подводных камнях", с которыми вам с большей или меньшей степенью вероятности придется столкнуться.

Если вы устроились на работу в фирму, занимающуюся непосредственным производством программного обеспечения, то первое, что вам наверняка бросится в глаза (особенно тем, кто еще помнит времена "советской плановой экономики"), - это полное или почти полное отсутствие четко сформулированной перспективы работ на сколь-нибудь продолжительный период времени (от года и больше). Дело в том, что число фирм, способных выступить как заказчики программного обеспечения, чрезвычайно невелико, поэтому менеджеры фирм, занимающихся разработкой "заказного ПО", пытаются ухватить любой "денежный" заказ, не особо задумываясь о том, какими средствами и в какие сроки он может быть выполнен. Расплачиваться же за подобное "планирование" приходится программистам-разработчикам - вечерними и ночными "сидениями", работой в выходные, праздники и т.д., и, как следствие - низким качеством "успешно сданного" заказчику ПО, которое потом приходится долго дорабатывать, исправляя ошибки, допущенные в ходе "предсдаточной" гонки... В последние годы весьма распространено мнение, что, дескать, штурмовщина органически присуща социалистическому производству в силу его "крайней неэффективности", а при "рыночном производстве" сразу все начнут работать ритмично и грамотно. Увы, это не так - количество штурмовщины в работе не только не уменьшилось, но и значительно возросло по сравнению с советскими временами. Гораздо проще заставить наемных работников работать "на износ", на пределе, чем оптимизировать рабочий график.

От подобной ситуации свободно крайне ограниченное число фирм, в основном твердо стоящих на ногах и продвигающих на рынок известные продукты под своей маркой. Однако число рабочих мест в них крайне невелико, и устроиться на работу туда крайне трудно, особенно начинающим программистам.

К сожалению, программист (как, впрочем, и любой другой "наемный работник") абсолютно никем и ничем не защищен от возможного произвола со стороны работодателя. Профсоюзы в большинстве фирм отсутствуют как таковые, да и прав у них по только что принятому КЗОТу не слишком много. Вам спокойно могут не выплатить обещанную премию или компенсацию за сверхурочную работу (хотя последнее может быть даже специально оговорено в контракте!), "зажать" $50 - $100, обещанных при поступлении на работу. Наконец, могут просто уволить "по сокращению", предупредив об этом где-нибудь за неделю, а то и за день-другой. Опять-таки, авторам статьи неизвестны случаи успешного отстаивания прав в суде. Вот один весьма характерный случай из личной практики одного из авторов:

"Однажды (дело было в конце 95-го - начале 96-го года) обстоятельства сложились так, что я остался без работы. Фирма, в которой я работал до этого, хронически задерживала зарплату, и я, отчаявшись выбить свои деньги, просто уволился. Приятель вывел меня на вполне солидную и довольно крупную фирму, которой для внутреннего пользования понадобилось написать "телефонный справочник". Я позвонил владельцу фирмы, мы вроде бы договорились о цене, и я предолжил оформить договор. В ответ услышал: "А зачем вам договор? Если я вам захочу не заплатить, я вам и так не заплачу! Пойдете в суд - ну и будете ждать свои 200 долларов года два! Наймете бандитов, чтобы деньги вышибить - у меня свои есть!""

Или еще пример, впрочем, не совсем из жизни программистов, но все же хорошо демонстрирующий нынешние реалии. "Топ-менеджер... решил попробовать свои силы в крупной компании. Проработав там год, он решил уйти. Тогда владелец заявил, что из-за некомпетентных действий менеджера компания потеряла $100000, и потребовал с него эти деньги. Чтобы унести ноги, топ-менеджеру пришлось раскошелиться. "Против корпоративной структуры, у которой в службе безопасности работают 200 человек, не попрешь", - комментирует он (источник - "Abercage Consulting", http://www.abercade.ru/main.php3?page=12_23&titul=12&tmenu=12).

В какой-то степени чувствовать себя защищенными могут лишь весьма квалифицированные работники, заменить которых весьма сложно. С этими специалистами работодатели будут осторожнее. Однако таковых весьма мало даже в масштабах страны. Подавляющее же большинство специалистов - люди вполне заменимые, и в случае конфликта с работодателем последнему гораздо проще найти себе работника, согласного выполнять больше за меньшие деньги, чем работнику - более выгодное место труда. Хотя бы потому, что они находятся в неравных условиях, - например, из-за принципа "коммерческой тайны" заработные платы сотрудников фирм обычно неизвестны широкой публике, что затрудняет формулирование требований соискателя к работодателю и может послужить причиной согласия соискателя на меньшее вознаграждение, чем то, на которое он мог бы претендовать согласно своей квалификации.

В компаниях, для которых программирование не является основной сферой их деятельности - банках, торгово-закупочных фирмах, информационных агентствах все вышеописанные проблемы присутствуют тоже, однако в них наблюдается еще один негативный момент, скорее даже психологический. Один из авторов статьи в течение своего пятнадцатилетнего программистского стажа неоднократно с этим сталкивался. Вам обязательно при каждом удобном случае будут намекать, что вы являетесь обслугой, пусть даже и достаточно высокооплачиваемой. Это может проявиться по-разному: к примеру, за опоздание минут в 20 вас "вызывают на ковер" и в хамской форме отчитывают (о том, что вы две недели до этого не уходили с работы раньше одиннадцати вечера, естественно, никто и не вспомнит!); в офисе фирмы может начаться ремонт, и Вы будете вынуждены работать под аккомпанемент пил и электродрелей, в то время как руководство и бухгалтерия от этого "приятного соседства" будут избавлены. Вы можете до хрипоты убеждать начальство в необходимости перехода на новую технику (либо на новое средство разработки), для чего нужно потратить некоторую сумму денег (как правило, в масштабах фирмы не очень большую) - Вам будет заявлено, что денег нет, и надо просто работать более интенсивно и с меньшими претензиями, а через пару недель после этого у гендиректора появится новый 600-й "Мерседес"...

Имейте также в виду, что поддержание на должном уровне Вашего профессионального уровня ляжет целиком на Вас. Такое самоусовершенствование сейчас весьма актуально - мода на различные средства разработки меняется очень быстро; к примеру, еще года 3-4 назад в большом почете были FoxPro, Clarion и прочие "настольные" СУБД, а попробуйте устроиться на работу сейчас, не зная ничего кроме них! Да, существуют всевозможные курсы от фирм - производителей программного обеспечения (от Microsoft, Sun, Oracle и других), но плата за обучение, как правило, неподъемна для отдельного человека ($1000 и выше). И стоит вам только заикнуться о том, чтобы "учиться" за счет фирмы, - над Вами просто посмеются и посоветуют забыть о советских временах, когда на всевозможные курсы повышения квалификации, а то и в аспирантуру "загоняли" чуть ли не в приказном порядке, ну а уж при наличии собственного желания человека никаких препятствий ему не чинилось. Да, конечно, есть специальная литература (которая тоже, кстати, стоит немалых денег), есть различные сайты и тематические конференции в Internet. Но общеизвестно, что научиться программировать на новом языке можно, лишь написав на нем как минимум 5 - 10 программ, причем желательно, чтобы они были посложнее, чем "Hello, world!". Так что, желая освоить новые технологии, приготовьтесь выкраивать "подпольно" время на работе или тратить личное время дома. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые фирмы действительно посылают своих сотрудников на "повышение квалификации", но подобные организации можно пересчитать по пальцам, и берут они на работу отнюдь не каждого.

И последнее. Помните, что все, что вы создадите долгими рабочими днями, а, возможно, вечерами и ночами, все, что станет результатом творческих взлетов и "полета души", все те изящные решения и красивые ходы, что вы реализуете в своем творчестве, - все это вам принадлежать не будет. Это останется собственностью фирмы, на которую вы будете работать. Ваше имя даже не будет фигурировать в сопроводительной информации продукта, а если вы пожелаете уйти на другую работу, то вам ясно и четко будет указано, что вы не имеете права использовать где-либо еще то, что вы сделали на данном месте, а если все же вздумаете - получите уголовное преследование.

Тем не менее все столь многочисленные минусы данного способа "работы программистом" во многом уравновешиваются немалой заработной платой, превышающей среднюю по стране. 500 долларов считается весьма низкой ставкой, а традиционные цифры составляют 1000-1500 долларов в месяц. Так что если эти деньги для вас перевешивают все вышеизложенное - в добрый путь! Ну, а добиваться изменения условий труда можно различными способами, - история человечества накопила немало примеров.

2. В науке и производстве

Помимо описанных выше коммерческих фирм, должности программистов имеются в государственных учреждениях и большинстве промышленных предприятий, например, заводах, конструкторских бюро, НИИ. В этих учреждениях программирование требуется непосредственно для производства продукции, - станки с числовыми программным управлением, спутники связи и погоды требуют "софта" куда как больше, чем персональный компьютер. В крупных организациях, кроме того, существуют должности системных администраторов, занимающихся поддержкой корпоративной сети.

На этих предприятиях условия работы и психологический климат обычно значительно мягче и надежнее "фирменных", - законы о труде обычно соблюдаются, существуют долгосрочные планы и определенная уверенность в будущем. Рабочий день обычно нормирован, что дает возможность в свободное время повышать квалификацию или выполнять сторонние заказы. Однако заработная плата обычно является крайне низкой - зачастую меньше прожиточного минимума. Например, на ОАО "Рубин" в Балашихе, бывшем агрегатном заводе "Рубин" Авиапрома, она составляет порядка 3000 - 4500 рублей. На такие деньги человек, и то с немалым трудом, сможет содержать только сам себя, не говоря уже о семье. Иногда, впрочем, таким заводам достаются выгодные заказы западных корпораций, и тогда вопрос с финансированием решается. Однако эти случаи редки и нерегулярны.

Данный вариант трудоустройства выгоден еще и тем, что на подобные рабочие места обычно с большим удовольствием берут выпускников ВУЗов без опыта работы, иногда даже предоставляя возможность заниматься научной деятельностью и закончить аспирантуру. Поэтому пара-тройка лет, проведенных в каком-нибудь "КБ", может стать неплохим началом трудового стажа. Зачастую сотрудники кадровых служб указанных учреждений подбирают себе персонал в высших учебных заведениях, участвуя в распределении (где оно сохранилось) или впрямую предлагая студентам рабочие места после выпуска.

3. "Вольный стрелок"

Еще одна возможность заниматься профессиональным программированием - это быть "свободным программистом", самостоятельно находя и выполняя заказы в одиночку или с друзьями. Заказывают, как правило, программы, выполняющие конкретные задачи конкретного пользователя, - например, программу расчета той или иной бухгалтерской величины. Разработка программы среднего размера и сложности (типа "звонилки" без особых наворотов или телефонного справочника) стоит от 100 до 500 долларов (в зависимости от результатов переговоров с заказчиком и его платежеспособности), более сложных - соответственно дороже. Выгода заказчика будет в том, что он получит ту программу, которая нужна именно ему, потратив меньшие средства на плату лично разработчику, так как в случае обращения к услугам какой-либо "софтверной" компании пришлось бы оплачивать еще и услуги ее менеджеров и руководства. Выгода разработчика тоже очевидна - свободный рабочий график, отсутствие давления со стороны начальства, возможность совмещения "свободного программирования" с работой в любой другой области, даже и не связанной с компьютерными технологиями.

Основная проблема, с которой столкнется программист, идущий данным путем - это поиск заказчика. И здесь наиболее важными будут репутация программиста и его известность. Для приобретения этих качеств стоит использовать все возможные способы: участие в Интернет-конкурсах (например, программе Microsoft Office Extensions, http://www.microsoft.ru/offext), распространение сведений о себе через друзей и знакомых. Весьма разумным представляется создание свободно распространяющегося ПО, которое в таком случае будет служить рекламой программисту, примером удачно выполненной работы и демонстрацией мастерства автора. На разработку и отладку таких программ не стоит жалеть времени и сил, - помимо пользы большому количеству людей, они могут принести вам славу и известность, а значит - и поток заказов. Собственный сайт, посвященный компьютерной тематике, особенно - секретам программирования, вполне может привлечь и потенциальных работодателей.

Однако помните, что, занимаясь "свободным программированием", вы действуете на свой страх и риск. Всегда есть вероятность обмана со стороны заказчика (пример - смотрите выше), доходы нестабильны - зависят от времени года, экономической ситуации в стране, удачи в поиске заказчиков. Обман со стороны заказчика можно исключать различными способами (например, передавая ему в качестве выполненной работы версию программного обеспечения с ограниченным сроком использования и регистрируя сразу после его оплаты вам, составляя юридический договор и т.д.), однако риск все равно остается. Вполне возможны ситуации многомесячной безработицы или, наоборот, напряженного интенсивного труда. О средних доходах говорить тут трудно - все зависит от известности, квалификации и удачи программиста.

К сожалению, лишь очень редкие программы, распространяющиеся по принципу shareware, приносят реальный доход, которого хватает больше, чем на покупку пары дискет раз в полгода. Поэтому разработка shareware вряд ли сможет обеспечить вас постоянным заработком. Тем не менее, попытать счастья стоит, например, ориентируя программу на англоязычный рынок. Поддержке shareware-программистов посвящены сайты http://www.brainriver.com, http://www.softdepia.com, предоставляющие возможность онлайновых оплаты и регистрации приобретаемого программного обеспечения.

4. Вы стали боссом

Возможно, читая вышеприведенные строки, вы подумали: ну ладно, это все так, но вот стоит выбиться в начальники, и тут уж никаких проблем не будет, а денег и возможностей станет немеренно... Перспектива, конечно, заманчивая, но вот так ли это?

Начальники "среднего звена", руководители отделов и групп разработчиков программного обеспечения, являются первой ступенью "карьерной лестницы", по которой можно подняться, работая в коммерческой фирме. В их функции входит получение от вышестоящих менеджеров технических заданий и разделение их на отдельные задачи между программистами, входящими в подчиненный коллектив. Как правило, на такие должности назначаются наиболее квалифицированные программисты, которые не только распределяют работу среди подчиненных, но и пишут наиболее ответственную и сложную часть кода сами. Несмотря на более высокую степень ответственности за выполняемую работу, их зарплата обычно не намного превышает зарплату рядовых разработчиков (в большинстве фирм соотношение составляет примерно один к полутора в лучшем случае).

Психологически такие "боссы" находятся в достаточно сложном положении – "между молотом и наковальней": с одной стороны, им приходится доводить до разработчиков распоряжения высшего начальства и пожелания заказчика (зачастую абсурдные и нереализуемые), но, с другой стороны, им нельзя слишком усердствовать в проведении этих распоряжений и пожеланий в жизнь, потому что это зачастую приводит к существенным ухудшениям характеристик выпускаемого программного обеспечения и необходимости последующих переделок. Среди руководителей среднего звена даже есть знаменитый "принцип ПВО" - "Погоди Выполнять, Отменят". Умение балансировать между требованиями начальства и качеством работы приходит только с опытом, так же как и умение рассчитать сроки выполнения поставленной задачи для сообщения руководству (которое, впрочем, не всегда к таким сообщениям прислушивается). Вероятность появления ошибки даже в самом простом фрагменте кода есть всегда, и на это всегда необходимо делать скидку при утверждении сроков выполнения поставленной задачи (известная цитата из книги "Надежность программного обеспечения": "правильно работающая программа - это та, для которой еще не найдены условия, при которых она работает с ошибками"). Кроме того, излишнее рвение в выполнении пожеланий сверху может привести к трениям и стычкам внутри самого коллектива разработчиков, а это почти стопроцентная гарантия срыва выполнения проекта или серьезного ухудшения качества готовой продукции: как, к примеру, будут отлаживать очень сильно взаимозавязанные фрагменты программы люди, которые друг друга терпеть не могут?

Более высокие руководители, менеджеры и руководство фирмы весьма часто не являются программистами по своей основной профессии (их специальности обычно экономические и финансовые), что, собственно, и является причиной абсурдных требований с их стороны, вызванных полным непониманием специфики разработки программ и возможностей программистов, сочетающимся с желанием максимально увеличить прибыль своей корпорации (диалоги на одной из врезок - тому лишний пример).

В последние годы руководители "среднего звена" программистских коллективов заметно помолодели, как, впрочем, и сама профессия программиста. Люди в возрасте за сорок в такой должности уже достаточно большая редкость. С одной стороны, это определяет большую мобильность и работоспособность таких руководителей, но с другой, в силу недостатка упомянутого выше опыта, – неспособность противостоять зачастую абсурдным требованиям, спускаемым сверху, и отстаивать интересы своих подчиненных перед высшим руководством фирмы. Последнее, впрочем, достаточно сложно, так как в вопросе, например, повышения зарплаты вашему подчиненному мнение его непосредственного начальника (то есть вас) учитывается далеко не всегда, - по наблюдениям, где-то лишь в половине случаев (иной раз наблюдается просто патологическая жадность высшего руководства в денежных вопросах, что, впрочем, и понятно - необходимо снижать затраты для максимизации прибыли). Это касается не только вопросов зарплаты, но и приобретения нового "железа" и необходимых средств разработки, – все это приходится выбивать "с боем", доказывая до хрипоты совершенно очевидные для любого грамотного программиста вещи.

Успех вас как собственно руководителя проекта весьма зависит от вашего умения грамотно управлять коллективом. Поскольку, как уже говорилось, руководителем программистского отдела обычно становится самый квалифицированный программист, то нередки ситуации, когда подчиненные начинают у него учиться, спрашивая совета при выполнении того или иного задания. Само по себе это не плохо, однако есть риск, что вместо собственной работы он начнет просто тупо исполнять ваши указания, каждый раз требуя все новых и новых. Это серьезно замедлит процесс работы, так как вам фактически придется работать за нескольких человек. С другой стороны, и отказ от помощи в работе тоже вызовет снижение качества конечного продукта. Избежать подобной "бюрократизации" в работе можно, искусно применяя принципы управления, разработанные в современном менеджменте. Существует немало книг, могущих помочь вам их освоить (из наиболее привлекательных изданий можно упомянуть "Науку управлять людьми" известного современного публициста Ю.И.Мухина).

Результативность работы руководителя, да и программиста, во многом зависит от психологического климата в коллективе. Став руководителем, вы обнаружите, что, как это ни странно, но традиционные методы "кнута и пряника" (снижения и повышения заработной платы, угроза увольнения) работают на повышение производительности труда лишь до поры до времени, и лишь у ограниченного круга лиц. В корпорациях, где основным средством заинтересования подчиненных являются деньги, вы весьма часто будете встречаться с целенаправленным ограничением сотрудниками своей производительности, затягивания выполнения заданий. И это понятно, - если человека ставят в такое положение, когда он фактически продает свой труд, свое время и свое здоровье, вполне естественным является желание совершить эту продажу подороже.

Данное явление, кстати, известно давно и не только в России, - вот что пишет известный российский ученый С.Г.Кара-Мурза о проблеме падения степени интереса к качественному выполнению работы:

"Еще в конце XIX века Ф.Тейлор писал, что крайне трудно найти рабочего, который не затратил бы значительное время на изобретение способов замедлить работу - сохранив при этом вид, будто трудишься в полную меру. Более того, эти способы осваиваются группами рабочих. Один из американских социологов писал в 1981 г.: "Расщепление атома - детская игра в сравнении с проблемой раскола и манипулирования крепко спаянной группой рабочих".... Так что и рачительный хозяин-капиталист бывает бессилен. Вот что сказано в обзоре по этой проблеме: "Тейлор, наблюдая поведение своих товарищей-рабочих, писал о том, что в мастерской все были в сговоре относительно нормы выработки: "Я думаю, что мы ограничивали эту норму одной третью того, что мы свободно могли бы производить". Причем, открыто никто не приостанавливал работу. Напротив, в присутствии администрации все делали вид, что усиленно трудятся. Но стоило надзирателю покинуть помещение, как рабочие тут же прекращали свою деятельность"...

В начале ХХ века Тейлор разработал приемы "научного менеджмента" - разделения производственного задания на простейшие операции, которые легко нормируются. Какое-то время это давало отдачу - ему, как пишут, удавалось заставить повышать выработку даже старых и ленивых рабочих. Потом эта система с прогрессивно-премиальным типом оплаты стала буксовать, ее использовали для интенсификации труда рабочих-иммигрантов, боящихся протестовать. Начались разработки других систем стимулирования, и с тех пор сменилось уже несколько поколений их. В 90-е в США случилась новая волна ухудшения трудовой мотивации... Кстати, один из наших крупных организаторов промышленности (В.Кабаидзе) мне рассказывал, что в конце 80-х годов он был в США в родственной фирме и спрашивал директора, как они заставляют хорошо работать своего "дядю Джима". И "их" директор изложил ему приемы абсолютно те же самые, что применял и советский директор. "Прорабатывать, прорабатывать и прорабатывать!". Увольнять бесполезно."

Из книги С.Г.Кара-Мурзы "Советская цивилизация", http://skaramurza.chat.ru

В ситуации, когда единственным стимулом для работы является лишь заработная плата, пусть даже и весьма высокая, ждать от работника творческого подхода к своему делу, заинтересованности в нем не стоит: в самом деле, зачем программисту отлаживать код на предмет быстродействия или искать изящные технические решения, когда достаточно сделать так, чтобы "просто хоть как-то работало", чтобы эти деньги получить? А если зарплата еще и оставляет желать лучшего?

Поэтому поиск достойной мотивации труда - весьма важная задача. Однако, к сожалению, возможности такого поиска практически всегда лежат вне компетенции руководителя "среднего звена". В советское время мотивацией могла послужить апелляция к общественному мировоззрению, согласно которому творчество, труд, стремление сделать что-либо, что нравилось бы людям и было бы им полезным, являлись самодостаточными ценностями. В современной же коммерческой фирме, где улучшение качества продукции принесет лишь дополнительный доход владельцу, а имена программистов даже не будут упомянуты в документации, эти апелляции вызовут скорее смех. Денежные премии подчиненным в зависимости от результатов работы в какой-то степени могли бы облегчить ситуацию, но их выдача весьма часто является прерогативой более высокого начальства.

Помните, что именно вам и никому другому придется отвечать за весь коллектив и за итог его работы. Руководство корпорации именно с вас будет спрашивать за всех ваших подчиненных, в крайнем случае позволяя пожаловаться на нерадивого сотрудника для последующего наказания уже со своей стороны. Последнее же (т.е. ваша жалоба) вряд ли вызовет любовь и уважение к вам у тех, кто вам подчиняется. Так что для достижения эффективности работы в случае падения заинтересованности к ней у подчиненных вам в конце концов придется либо весьма искусно работать с людьми, либо стать "волком" и относиться к подчиненным как к средству производства, "выколачивая" работу из них угрозами увольнения или вычетов из зарплаты, что, впрочем, опять-таки помогает не всегда.

Если корпорация, в которой вы будете работать, является филиалом какой-нибудь западной компании или просто активно сотрудничает с иностранными фирмами, то вы можете встретиться с определенными правилами поведения, принятыми на Западе. Например, ваше положение может обязать вас обедать в особой столовой "для шефов", где при том же или немного улучшенном меню цены окажутся в несколько раз выше. Нарушение данного обязательства не повлечет за собой формальных наказаний, однако может быть одним из поводов для вашего увольнения при первом же проступке. Возможно, вам придется приобрести новый, более дорогой костюм, чтобы "соответствовать имиджу высокой должности", независимо от того, что ваша прежняя одежда вполне вас устраивала. Впрочем, число компаний, где можно встретить подобные "заморочки", к счастью, крайне невелико и имеет тенденцию к уменьшению, - русские люди все же не любят глупостей.

В предприятиях "науки и производства", упомянутых выше, работа руководителя среднего звена имеет свои особенности, - от более низкой заработной платы до сохранившегося в иных местах взгляда на труд как на средство самореализации, творчества и служения Родине (последнее характерно для различных военных конструкторских бюро). Последнее может являться более сильной мотивацией к работе, чем высокая заработная плата, однако так происходит не всегда, и в подобных учреждениях есть шанс встретить и весьма негативное отношение сотрудников к своим профессиональным обязанностям. Впрочем, в таком случае они обычно быстро уходят из коллектива.

Так что хлеб "босса" нелегок и его добыча требует от руководителя как высокого профессионализма в своей основной работе, так и немалых знаний и умений в области психологии.

5. Судьба web-дизайнера

Среди "компьютерных" специальностей несколько особняком стоит работа web-дизайнера, сочетающая в себе как программирование, так и художественную разработку.

Впрочем, говорить так не совсем корректно. Дело в том, что в крупных компаниях, профессионально занимающихся разработкой Интернет-представительств, такой должности, как "web-дизайнер", обычно нет, а процесс создания сайта разбивается на несколько этапов, каждым из которых занимается отдельный человек или даже коллектив. Вначале руководитель проекта общается с заказчиком, выясняет его требования и пожелания, получает материал, который необходимо на сайте разместить (к примеру, каталог продукции или пресс-релизы) и разрабатывает на их основе общую концепцию сайта. Затем художник создает эскиз сайта в Photoshop'е или другой используемой им графической программе, а программист (или группа программистов) начинает разрабатывать программную часть сайта, - CGI-сценарии, PHP-скрипты, управление базой данных, если таковые предвидятся на сайте. После одобрения эскиза сайта он передается "html-кодеру" (верстальщику) и "рисовальщику", которые уже и воплощают его максимально близко к оригиналу и в соответствии с требованиями web-программиста, тесно с ним взаимодействуя. За всем процессом пристально следит руководитель проекта.

Данная схема, разумеется, является приблизительной и в разных компаниях технология сайтостроения может различаться. Например, при реализации крупного проекта в непосредственном создании web-страниц может участвовать довольно много людей, каждый из которых выполняет что-то одно, - пишет код (обычно для непосредственного написания кода используются специальные программы, нередко даже соответствующие стандарту WYSIWYG), делает Flash-заставки, создает внедряемые в web-страницу сценарии (многие программы, используемые в web-дизайне, умеют их генерировать автоматически). Руководителю проекта не обязательно постоянно единолично общаться с заказчиком по всем вопросам, - для этого могут быть в наличии специальные менеджеры. Перед сдачей заказчику созданный сайт тестируется, для чего могут привлекаться специальные сотрудники-тестеры. В некоторых компаниях художник может быть и руководителем, - особенно тогда, когда в качестве основной ее специализации указывается именно "веб-дизайн" и "креатив". Общее лишь одно, - поскольку все части построения сайта увязаны в технологическую цепочку, то от ее участников требуется дисциплина. Если у html-кодера возникнут какие-то пожелания по улучшению дизайна сайта, то максимум, что он может, - это высказать их художнику и руководителю без всякой самодеятельности в работе над проектом со своей стороны. Поэтому все изложенное выше о работе программиста в полной мере применимо и здесь, - разве что требования к художнику могут быть несколько мягче, так как особенности творческой натуры все же надо учитывать.

Участие художника в процессе создания сайтов зачастую накладывает весьма специфические особенности на готовый продукт. Например, одно время были весьма распространены сайты, многие страницы которых умещались на экран и не требовали для своего полного просмотра линий прокруток. Достигалось это путем разбиения контента сайтов на множество фрагментов, что вызывало необходимость создания довольно большого числа страниц. С подобными сайтами было весьма неудобно работать, так как для просмотра каждого фрагмента информации, размещенной на них, приходилось нажимать на отдельную ссылку. Традиция создавать такие "одноэкранные" страницы идет именно от художников, которые изначально создавали эскизы сайтов на экране графической программы. К счастью, сейчас данный способ компоновки информации уже уходит в прошлое.

Если вы желаете связать свою судьбу именно с крупной дизайн-студией, то все рассказанное выше о работе программиста в коммерческой фирме в полной мере относится и к вам. Будьте готовы и к ненормированному рабочему дню, и к произволу начальства, и к отсутствию каких-либо гарантий (а по новому трудовому законодательству вам теперь их и не обязаны давать). Для устройства на работу практически везде от вас будут требовать наличия опыта работы и, если вы желаете стать художником, так называемого "портфолио" - списка уже сделанных вами сайтов (обычно представляется в виде распечатанных на цветном принтере screenshot'ов). О том, где вам приобрести этот опыт, если для его получения надо сначала куда-нибудь устроиться, а устроиться можно только с наличием опыта, никого не волнует, - работодателям важно заполучить себе сотрудника, на котором они смогут сделать прибыль, а отнюдь не трудоустроить хорошего человека. Однако опыт и "портфолио" можно приобрести, будучи "вольным" web-дизайнером или работая в небольшой дизайнерской студии, - впрочем, и устроиться можно по знакомству с руководством корпорации.

Уровни заработных плат в коммерческих компаниях являются коммерческой тайной. Сделано так по одной простой причине, - чтобы те, кто устраивается на работу, не знали, что им требовать от работодателя и соглашались на значительно меньшую оплату, чем полагается им по труду. Сведения, представляемые на сайты поиска работы и в соответствующие газеты, часто содержат неверные сведения. Те, кто непосредственно создает сайты (верстальщики, программисты) получают в месяц в пределах тысячи долларов (обычно меньше), однако, выбившись в руководители, доход можно увеличить. Но в этом случае ждите от жизни всего того, что описано в предыдущем разделе.

Имейте в виду, что, так же как и в случае работы программистом, все, что вы делаете и во что вкладываете свой труд, свои мозги и свою душу, вашей собственностью не становится. Вы сделали, получили свои деньги, - и все, на большее не рассчитывайте. Разумеется, никто не имеет ни малейшего права запретить вам использовать ваши же наработки в дальнейшей собственной деятельности, однако в действительности это часто бывает совсем не так.

Крупных дизайн-студий, профессионально разрабатывающих web-сайты, довольно мало, и работают они в основном над большими проектами, требующих немалых капиталовложений. Куда как больше небольших web-студий, зачастую, кроме web-дизайна, предлагающих еще и другие "компьютерные" услуги - от наладки сетей до разработки логотипов и "имиджа". В таких студиях сайтостроением занимаются всего несколько человек, совмещающих в себе различные амплуа: тот, кто разрабатывает внешний вид сайта, может одновременно создавать для него и графику, и даже непосредственно код. Разве что сценарии и скрипты пишет отдельный специалист вследствие определенной специфики данного процесса.

Заказ сайта у небольшой дизайн-студии зачастую весьма выгоден. Обычно стоимость его выполнения гораздо меньше, чем в крупных студиях, а возможностей влиять на этапы выполнения - больше. Вследствие частого дефицита заказов сотрудники такой студии прислушиваются к мнению заказчика более внимательно. Однако крупные проекты, состоящие из множества компонентов, небольшому коллективу все же "не по зубам". Кроме того, нарваться на нечестных предпринимателей, делающих откровенную халтуру, здесь куда как проще, чем в случае крупных компаний.

В то время как к услугам знаменитых и мощных дизайн-студий в основном прибегают те, кто создает разветвленные и сложные web-проекты, призванные приносить прибыль своей работой в Сети, а также всевозможные весьма крупные и "респектабельные" корпорации, то удел небольших дизайнерских коллективов - сайты фирм, заводов, образовательных учреждений, которые фактически являются аналогом их рекламных проспектов и прайс-листов. В основном такие заказчики требуют не столько сложного, сколько красивого и удобного сайта, улучшающего имидж их компании. Зачастую для реализации всех пожеланий, предъявляемых ими к сайту, даже не нужно использовать технологии web-программирования, а достаточно красивой графики и набора статических web-страниц.

Устроиться на работу в небольшую студию значительно проще, чем в крупную. Бесспорно, некоторый опыт работы и "портфолио" тут тоже потребуют, однако хорошо разработанные "домашние странички" вполне могут быть засчитаны за сделанные проекты (естественно, если они действительно качественные). Работа же в такой студии гораздо более многообразна. Вам наверняка придется и рисовать графику, и писать код страниц, и, возможно, даже программировать.

Психологически в небольшой студии работать обычно приятнее. Между ее сотрудниками быстро устанавливаются дружеские отношения, а процесс увольнения довольно сложен из-за весьма серьезных взаимосвязей в небольшом коллективе. В самом деле, новому сотруднику, пришедшему взамен уволенного, придется осваивать точно то же самое, что и тот, кто ранее занимал его место, а также вновь "срабатываться" с коллегами. В крупной корпорации последнее проще, - выполняемая работа весьма специализирована, а место дружеских отношений занимает "корпоративная дисциплина". Заработная плата в мини-студиях часто зависит от количества заказов и их сложности, а оплата сотрудникам обычно более справедлива, чем в больших фирмах, - хотя бы потому, что все у всех "на глазах", и узнать побольше о делах друг друга труда не представляет. Впрочем, все зависит от конкретной ситуации и конкретного места.

Если какой-либо корпорации или предприятию требуется свой web-сайт, то чаще всего его разработка заказывается дизайн-студии. Однако вполне может возникнуть ситуация, когда создание сайта поручается "компьютерщикам" организации. Особенно это характерно для "организаций науки и производства", упомянутых выше в пункте 2, руководство которых зачастую "старой закалки" и разбирается в современном компьютерном бизнесе довольно смутно. Такой случай - просто находка для тех сотрудников предприятия, которые желают попробовать себя на поприще web-дизайна, а в том случае, когда на разработку сайта руководством выделяются еще и какие-нибудь деньги, - еще и подзаработать. Взаимоотношения внутри группы разработчиков могут строиться по совершенно различным принципам, - от поручения каждому создания отдельного раздела будущего сайта до традиционной профессионализации технологии, принятой в дизайн-студиях.

Помимо вышеописанных дизайн-студий и отдельных групп, творениями рук которых нам приходится любоваться почти постоянно во время работы в Сети, существует немало и web-дизайнеров - одиночек. Обычно таковыми становятся "продвинутые пользователи", вначале немало поработавшие над "домашними страничками" и собственными проектами и самостоятельно освоившие премудрости и web-дизайна, и web-программирования. При разработке сайта "вольные стрелки" должны совмещать в себе все специальности web-дизайна: быть сами себе и проектировщиками, и художниками, и верстальщиками, и менеджером по работе с клиентами. Успех же "стрелка" напрямую зависит от качества его работы, а также от его известности.

Обычно у одиночных web-дизайнеров заказывают разработку сайтов либо знакомые, либо те, кому нужен просто хороший сайт за небольшие деньги. В то время как в дизайн-студиях создание небольшого сайта может вылиться в пару тысяч долларов (а в крупных - и в пару десятков тысяч), "одиночка" возьмет и пятьсот. Это и понятно - "вольному стрелку" не надо кормить начальство, "крышу", налоговиков, да и стоимость "аренды офиса" обычно совпадает с собственной квартплатой. Одиночка, действуя полностью самостоятельно, тем самым полностью и ответственен за успех проекта: все претензии заказчик может предъявить только к нему и ни к кому больше. Зачастую одиночные web-дизайнеры являются одновременно и разработчиками собственного стиля в сайтостроении, так что сайт, заказанный у них, может оказаться в Сети единственным и неповторимым. Хотя бывает и обратная ситуация, когда в дизайне используются чужие наработки, - тут все зависит от репутации создателя сайта и его профессионализма. Однако создание и поддержка крупного проекта, ясное дело, "вольный стрелок" не потянет, - даже если скооперируется с друзьями.

Стать одиночным web-дизайнером может каждый, имеющий художественный вкус, умение самообучаться и минимальные знания в компьютерной области. Для начала создайте несколько своих сайтов на интересные темы, можно даже на бесплатном хостинге, и сделайте их известными. Если сайты будут выполнены на высоком профессиональном уровне, то вы вполне можете вскоре получить пару-тройку предложений о заказах. Ну, а это - начало пути. Ваша подпись на каждом сделанном вами сайте (а присутствовать она там имеет право, - обязательно сообщите это заказчику) вполне может привлечь тех, кому понравится ваше творчество. Тут уже все зависит от вас. Реализовав несколько проектов, вполне можете предлагать свои услуги какой-либо дизайн-студии (предъявив их как портфолио), если, конечно, вам понравилось все то, что расписано выше.

Вот примерно и все, о чем хотелось бы рассказать тем, кто решил всерьез и надолго связать свою судьбу с компьютерными технологиями - программированием или web-дизайном. "Хочешь мира - готовься к войне" - старый испытанный принцип - работает и здесь: предупрежден - значит, вооружен. Заранее узнав обо всех "подводных камнях" пути программиста, можно с гораздо меньшими потерями пробиться к вершинам успеха.

Поиск в Сети

Если все, изложенное в статье, вас не испугало, и вы все же желаете попытать счастья на поприще программиста или просто "компьютерщика", то вам наверняка придется заняться поиском такой работы. Этот процесс начинается с размещения информации о себе - "резюме" в какой-либо из газет, специализирующихся в этой области (например, "Из рук в руки", "Работа для Вас") или, что более предпочтительно, в Internet, поскольку именно через Internet чаще всего ищут сотрудников кадровые службы компаний, специализирующихся на информационных технологиях.

Сайтов, посвященных поиску работы, немало. Наиболее популярные из них - http://www.job.ru, http://www.jobs.ru, http://www.joblist.ru, http://www.zarplata.ru, http://rabota.mail.ru. На этих сайтах вы можете поискать координаты фирм, на которых есть свободные вакансии по вашей специальности, а также оставить свое резюме в надежде его прочтения кем-нибудь из работодателей. Поиск работы через Сеть по своей результативности серьезно уступает наиболее распространенному в нашей стране способу трудоустройства - "через знакомых", и на очень привлекательные рабочие места при поиске работы через Сеть надеяться не стоит, однако на приглашение в какую-нибудь компанию среднего уровня вполне можно рассчитывать.

КомпьютерМастер computermaster.ru



[Услуги] [Цены] [Гарантии] [Вызов мастера] [Всё о компьютерах] [Полезные ссылки]

© КомпьютерМастер, 2004.
Rambler's Top100 Rambler's Top100